Когда экспертиза меняет ход дела, но с третьего раза

На днях интересное решение, непосредственно основанное на результатах экспертизы, вынес Суд по интеллектуальным правам (СИП), рассмотревший спор между двумя производителями серы. Поводом для инициации разбирательства стала продукция, выпускаемая двумя предпринимателями и имеющая, по мнению первого производителя похожее до степени смешивания название и оформление.

Мнение первого ИП, утверждавшего, что конкурент (ИП No2) производит товар в идентичной упаковке. Его мнение удостоверила экспертиза.

В свою очередь конкурент также обратился к экспертизе и получил совершенно противоположное решение специалистов. Поэтому следующим этапом решения конфликта стало обращение истца (ИП No1) в ФАС с заявлением о недобросовестной конкуренции, где было назначено дополнительное экспертное исследование.

По мнению ИП 1, выпускающего лиственничную серу под наименованием «Байкальская смолка», товар конкурента под названием «Сибирская смолка», был схож с его продукцией не только по звучанию, но и по наружному оформлению упаковки (форма, цвет).

Антимонопольный орган не выявил нарушений действующего законодательства РФ со стороны ответчика (ИП2) и принял решение о прекращении рассмотрения дела, указав, что упаковки «Смолка Сибирская» и «Байкальская смолка» не имеют сходства до степени смешения.

По итогам рассмотрения дела сделать однозначный вывод было невозможно. Поэтому была назначена третья независимая экспертиза, которая должна была поставить точку в конфликте сторон.

Проводить экспертизу предложили экспертам «Федерального института промышленной собственности», которые на основании исследования двух цветных снимков упаковок продукции конкурентов, должны были ответить на поставленные вопросы и вынести заключение о сходстве упаковок смолки до степени смешивания.

Ответ был отрицательным: упаковка товаров «Байкальская смолка» и «Сибирская смолка» являются непохожими до степени смешения, а значит, не ассоциируются друг с другом в целом.

Кроме того, не считаются сходными ни визуальные, ни словесные элементы. На основании экспертного заключения специалистов ФИПС были подтверждены выводы экспертизы No 2, проведенной предпринимателем, к которому предъявлялись претензии. Таким образом, управление ФАС не нашло нарушений антимонопольного законодательства РФ в действиях конкурента.

Заявитель с таким положением дел согласен не был и обратился в арбитраж с требованием признать решение ФАС недействительным. Истец настаивал на своем и указывал, что в справке экспертов ФИПС отсутствует исследовательская часть, поэтому принять ее как доказательство невозможно.

Но, арбитражный суд, пояснил, что положения об экспертном заключении не применяются к справке, которая не является экспертным заключением. На основании этого, суд первой инстанции отказал ИП No1 в удовлетворении требований, с его мнениями согласились и арбитры апелляционной инстанции.

Не теряя надежды, предприниматель обратился в Суд по интеллектуальным правам, посчитав нарушением то, что ФИПС исследовал в рамках экспертизы не упаковки продукции в целом, а только их фотографии. Но и тут он получил отказ. СИП указали, что поскольку оценке подлежит именно внешний вид упаковок спорной продукции (именно он и был на фото), то исследование было выполнено правильно, а значит, базирующиеся на нем решения ФАС и судов верны. Следовательно, жалоба ИП No1 была оставлена без удовлетворения, а решения арбитров и ФАС без изменений.