Об автоэкспертизах

С каждым годом количество автолюбителей на дорогах активно растет, в связи с чем у водителей появляется очень много споров и ситуаций, где им необходима помощь специалистов по различным причинам: в случае спора по установлению виновности в ДТП, помощь для получения полной выплаты по ОСАГО или КАСКО, необходимость проведения оценки качества ремонта автомобиля (например, из-за неграмотно выполненных работ мастером) и многие другие случаи.

Один из самых популярных видов экспертиз — это автотовароведческая экспертиза. Проводится она, в первую очередь, с целью оценки ущерба, нанесенного автомобилю в результате ДТП, определения стоимости восстановительного ремонта, стоимости годных остатков и т. д. Но для чего вообще нужна эта экспертиза, ведь потерпевший в любом случае обязан обратиться в страховую компанию, а также показать поврежденный автомобиль? Ответ очень прост.

Ведь ни для кого не секрет, что страховые компании максимально стараются занижать суммы, подлежащие выплате, что происходит с помощью различных вариантов:

  • при осмотре поврежденного автомобиля эксперт от страховщика указывает не все повреждения, не включает в акт осмотра скрытые дефекты;
  • при составлении расчетной части эксперты от страховой компании занижают стоимость нормо-часа, запчастей и материалов, берут в расчет цены других регионов или на аналоговые запчасти и т.д.
  • не учитывают и пользуются тем, что не каждый автолюбитель знает, что ему также при определенных обстоятельствах (если автомобиль не старше 5-ти лет (для иностранных автомобилей), ранее не участвовал в авариях, пробег не больше 100 000 км) положено получить также утрату товарной стоимости автомобиля.

УТС — это уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта. О возможности выплаты УТС по ОСАГО указано в пункте 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018): «В случае повреждения транспортного средства утрата его товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей к нему». Однако, страховые компании самостоятельно не проявляют инициативу для ее расчета и выплаты.

В результате сумма страхового возмещения оказывается явно недостаточной для приведения автомобиля в состояние, в котором он находился до наступления страхового случая.

В итоге у потерпевших в ДТП возникает логичный вопрос: «Почему мне, как потерпевшему, не удаётся отремонтировать свой автомобиль? Почему не хватает выплаты от страховой компании, которая еще к тому же, выплачивает ущерб с учетом износа деталей автомобиля?».

Для того, чтобы получить полное возмещение ущерба, потерпевший-автолюбитель обращается в организации, которые проводят независимую экспертизу автомобиля, не сотрудничающие со страховщиками и рассчитывающие реальный ущерб автомобиля, также утрату товарной стоимости, а также ущерб с виновника ДТП, поскольку потерпевший вправе требовать разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба (в том числе разницу между стоимостью восстановительного ремонта транспортного средства без учета износа заменяемых деталей и с учетом такого износа), с причинителя вреда.

Таким образом, с помощью независимой экспертизы после ДТП потерпевший получает (в досудебном или судебном порядке) полный ущерб со страховой компании, а также с причинителя вреда.

Но выше мы раскрыли необходимость для обращения за независимой экспертизой в случае, когда определен виновник и потерпевший в ДТП. Но что, если один из участников не признает свою виновность? Или инспектор ГИБДД хочет вынести постановление по обоюдной вине, а одна из сторон с этим не согласна? Что если Вы полностью уверены в своей невиновности, а получаете постановление об обратном?

Установление вины, так же как и других обстоятельств ДТП, должно иметь под собой доказательную базу. Весомыми доказательствами в подобной категории дел являются заключения экспертов. Поэтому одна из сторон в ДТП в вышеуказанных случаях зачастую обращается к услугам автотехнической и трасологической экспертизы.

Целями данной комплексной экспертизы являются:

  • установление взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения;
  • определение скорости движения ТС до столкновения, в момент контакта;
  • определение наличия или отсутствия неисправностей ТС;
  • определение повреждений на транспортном средстве (все ли были получены в результате данного ДТП);
  • определение виновника в ДТП и многие другие.

Указанная экспертиза особенно важна, поскольку она назначается для того, чтобы восстановить полную картину перед аварией. Она позволяет разобраться в дорожно-транспортном происшествии «от и до» и отражает последовательность всех ее стадий. Несмотря на то, что назначить экспертизу можно на любой стадии производства по делу об административном правонарушении, более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования, до вынесения постановления по делу. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело. Для этих целей, сторона подает ходатайство в ГИБДД, с просьбой назначить необходимую экспертизу с определенным списком вопросов, поставленным эксперту, исходя из целей участника. Например, в случае необходимости определения виновника, участник ставит такие вопросы, как: какими правилами дорожного движения должны были руководствоваться участники ДТП? Чья из версий участников ДТП является состоятельной; мог ли один из участников избежать ДТП? Перед тем как поручить проверку эксперту разъясняют все права и обязанности, предупреждают его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Поэтому результат таких проверок бывает максимально точным и правильным.

Действительно, спорных ситуаций на дорогах с каждым годом становится все больше и больше, и, казалось бы, правила для всех одни, однако, автолюбители, к сожалению, трактуют их по-разному, либо в силу определенных черт характера, не могут или не хотят признавать свою вину в ДТП, и без обращения к специалистам, обладающим специальными познаниями в данной области, никак не обойтись. Также не обойтись без независимой экспертизы и в случае, если потерпевшему недостаточно выплаты страхового возмещения.